В «Ключах тайн» Брюсов заметил, что произведение искусства ценится тем выше, чем точнее оно отражает реальность, но достигнув максимального уровня правдоподобности, то есть став точной копией реальности, произведение утрачивает свою эстетическую ценность. Так, восковые фигуры могут быть выполнены качественно, но они не имеют ничего общего с искусством.
Думаю, это можно отнести и к области ума. Если спорят два умных человека, обычно позиция каждого из них сама по себе правильная: иначе эти люди не были бы умными. Спор возникает только потому, что каждый из них не учитывает какие-то детали, которые учитывает другой. Казалось бы: чем больше мы учтем деталей, чем больше мы приметим нюансов, тем объективнее будет картинка, тем истиннее будут наши выводы, тем умнее будет наша позиция.
Но вот вы учли все нюансы, признали все правды, чтобы ни в чем не погрешить против истины – и тут ваше мнение перестало быть верным. Просто потому, что оно перестало существовать. Вы просто сказали факт, товарищ.
Конечно, с этим можно поспорить. Но если с вашим мнением нельзя поспорить, значит у вас нет никакого мнения. Вы просто крезденышь. И вообще, пожалуй, нет смысла говорить банальности. Смысл есть только в парадоксах.